Поверх барьеров: творчество как путь включение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества

Дата проведения секции: 21 Ноября 2014

Описание секции:

Детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (сиротам или лишившимся попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, из неблагополучных семей и т.п.), крайне важно осознавать, что они не выброшены на обочину жизни, что они продолжают существовать внутри общества. Часто обычные пути самореализации и проявления своего потенциала оказываются для них закрыты. В таком случае необходимо создавать специальные инструменты вовлечения детей в среду «обычных» сверстников.

Одним из таких инструментов может стать творчество. Оно позволяет ребенку выйти за пределы обычного круга повседневных проблем, расширить круг общения, дает возможности для личного роста и развития. Здесь важен не столько результат (театральная постановка, выступление, признание зрителей), сколько сам процесс включения в творчество, взаимодействие, созидание. Также эти занятия носят терапевтический, реабилитирующий и адаптирующий характер. Кроме того, детям важно понимать, что они могут приносить пользу обществу, например, своим творчеством. Это существенно повышает их самооценку и, в конечном счете, влияет на качество их жизни в данный момент и в будущем.

В регионе реализованы и реализуются различные направления культурной интеграции: студия жестового танца в школе-интернате для слабослышащих школьников, проект «Право на творчество» для воспитанников детских домов и школ-интернатов, театральный проект «Во сне я вижу». Их опыт вполне удачен и может быть распространен на более широкий круг организаций, работающих в сфере культуры, а также на другие категории детей (впрочем, и взрослых), нуждающихся в поддержке. Работа секции будет основана на презентации успешных практик, а также на поисках новых путей взаимодействия некоммерческих организаций, оказывающих поддержку детям в трудной жизненной ситуации, и учреждений в сфере культуры, государственных, общественных и частных. В качестве результата работы могут стать как частные договоренности, так и план совместных действий (например, учреждение творческого конкурса или фестиваля инклюзивных проектов), выработка методических рекомендаций и обмен опытом между участниками секции.

Модераторы (ведущие) секции:
Шабардин Владимир Валерьевич, Уполномоченный по правам ребенка в Кировской области

Участники секции:

Руководители частных и общественных творческих организаций, представители некоммерческих организаций региона, которые оказывают помощь детям и взрослым в трудной жизненной ситуации, специалисты государственных учреждений культуры (театры, музыкальные школы, танцевальные студии, библиотеки).

Выступления на секции:
С. Юферев и Е. Ткачук, фотографы проекта «Право на творчество» (об опыте работы с детьми из детских домов и школ-интернатов)
К. Власова, организатор флеш-моба Inclusive-dance в Кирове (о движении Inclusive-dance)
Н. М. Каюмова, педагог Кировской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида (о студии жестового танца)
Е. В. Лянгузова, руководитель Центра поддержки семей с детьми с особенностями развития (о потребностях детей с особенностями развития и опыте других российских организаций по созданию инклюзивных творческих проектов, которые можно было бы реализовать в Кировской области)
И. Брежнева, руководитель проекта «МиГрация» в Театре на Спасской (о спектакле «Во сне я вижу» и опыте работы с невидящими детьми)
В. В. Шабардин, уполномоченный по правам ребенка в Кировской области (о проекте «Право на творчество, опыте других регионов)